Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
5 опубликовано: 31 марта 2009г.


«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)
Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)

Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)

(празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемый образ, созданный в нач. XII в. в Вел. Новгороде (в наст. время в ГТГ). История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и др. письменных источниках XVI-XVII вв., из к-рых следует, что она была привезена в Москву из Георгиевского собора новгородского Юрьева мон-ря в сер. XVI в. Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв. XVII в. ее перенесли в Успенский собор. В Описи Успенского собора 1627 г. икона названа «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо».

В течение XVII в. история происхождения иконы была забыта, и в XVIII в. ее ошибочно отождествили с Устюжской иконой Божией Матери. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп. Прокопия Устюжского (по списку XVII в.), к-рый молился перед иконой Богородицы об избавлении в 1290 г. Устюга от побиения «каменным градом». Безуспешные розыски в XVIII в. в Вел. Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного наряду с такими святынями, как каменная рельефная икона вмч. Георгия-змееборца (ГММК) и Житие прп. Прокопия Устюжского (РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 13658, XVI в.). По благословению великоустюжского архиеп. Гавриила с иконы в 1747 г. была сделана копия, к-рую торжественно перенесли в Вел. Устюг. Архиеп. Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни прп. Прокопия. В 1783 г. в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архим. Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью прп. Прокопия Устюжского.

На иконе (229´ 144 см, с надставленными полями - 238´ 168 см) Богородица представлена стоящей на подножии у престола (первоначальный красочный слой с левкасом здесь утрачены); в руках Она держит моток красной пряжи. Арх. Гавриил изображен с простертой благословляющей десницей, в левой руке - жезл, крылья опущены (написаны на новом левкасе XVI в.?). Иконографическая особенность этой иконы - образ воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, изображенный на груди Божией Матери поверх складок Ее мафория; вверху в небесной полусфере, в овальной сине-голубой мандорле-славе,- образ Иисуса Христа в облике старца Ветхого Денми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г., устюжане пожертвовали 8 тыс. р. на изготовление новой ризы в 1818 г. На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия (не сохр.).

С новгородской иконы в Московском Кремле были сделаны списки для местного ряда Архангельского (241´ 184 см, сер.- 2-я пол. XVI в.) и для Благовещенского соборов, с клеймами Акафиста на полях (заменил древнюю новгородскую икону; 155´ 129 см; 1-я четв. XVII в.). Во 2-й пол. XVI-XVII в. изображения Благовещения с образом воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, повторявшие иконографию древней чудотворной иконы, были многочисленны. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях (напр., в Благовещенском соборе Сольвычегодска), в лицевом шитье; имеются варианты, в к-рых арх. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу - гора с пещерой (иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря). В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское».

Ист.: Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон, дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето [1553] // ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Ч. 3. С. ГI [13]; Новгородская II летопись (под 1561 г.) // Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 93; Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно. СПб., 1876. Стб. 387-388, 571. (РИБ; Т. 3).
Лит.: Лёвшин А. Г. Ист. описание Моск. Большого Успенского собора. М., 1783. С. 17-18; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 20, 100, 116; Истомин Г. Указатель святыни и достопримечательностей моск. Успенского собора. М., 1888. С. 15-16; Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. и рус. СПб., 1892. С. 29-30; Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1898. С. 48, 82-85, 127, 145; Смирнов Я. И. Устюжское изваяние Св. Георгия Моск. Большого Успенского собора. М., 1915. С. 53, примеч. 2; Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 39-43, ил. 24, 25; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. № 4. С. 54-58. Илл. 19-21; Grabar A. Christian Iconography: A Study of Its Origins. L., 1969. P. 128, il. 305; Живопись домонгольской Руси: [Кат. выст.]. М., 1974. С. 32-36. Кат. № 4; Лазарев В. Н. Рус. живопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. С. 34-36, 164. Кат. № 4; Древнерусское искусство X - нач. XV в.: Кат. собр. [ГТГ]. М., 1995. Кат. № 7. С. 47-50; Щенникова Л. А. Благовещение Устюжское // Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 246-263; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» нач. XII в. // ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира, XII в. С. 517-538.
Л. А. Щенникова